8 (423) 223-00-00
Call-центр работает в будние дни с 09:00 до 20:00

Операция при "открытом сознании" прошла в медцентре ДВФУ

29 февраля 2016
В операционной Медицинского центра ДВФУ нейрохирург разговаривает с пациенткой, которой именно в этот момент удаляют новообразование в головном мозге. Пациентка прекрасно понимает, что с ней происходит, и помогает врачам: отвечает на вопросы невролога и хирурга, шевелит руками и ногами, чтобы проверить, не влияет ли вмешательство врача на способность владеть телом.

Медики называют такие операции «при открытом сознании» и решаются на них крайне редко, только исключительно по медицинским показаниям и после тщательной подготовки, к которой подключается большое количество врачей клиники разных специальностей. Сама операция требует не столько ювелирной точности от хирурга, сколько высочайшего профессионализма от анестезиолога. Именно он должен «вести» пациента на протяжении двухчасовой операции: сначала погрузить в сон, потом разбудить, а потом снова «усыпить». В этом году в Приморском крае такое оперативное вмешательство было выполнено впервые. Уникальная операция под управляемым наркозом по удалению опухоли головного мозга длилась около двух часов и прошла успешно.

1 (41).JPG

История болезни
Еще несколько лет назад Светлана и предположить не могла, что ее жизнь будет зависеть от мастерства нейрохирургов. Жизнь молодой женщины была размеренной и вполне благополучной: муж, двое детей, любимая работа. Пока однажды не случился приступ. Сначала ни она, ни родные даже не поняли, что произошло: первый раз эпилепсия скрутила ее ночью. Очень скоро приступы стали регулярными: болезнь взялась за Светлану крепко, трясла ее, заворачивала. Свете пришлось уволиться с работы. В беготне по больницам она не заметила, как начались проблемы в семье. Казалось, еще чуть-чуть и все пойдет прахом.

Надо отдать должное неврологам поликлиники, к которой была приписана Светлана: причину возникновения эпилепсии они нашли быстро. Было установлено, что приступы вызывала опухоль в головном мозге. Терапии менялись одна за другой, но ничего не помогало.

— Мне трудно описывать, что со мной происходило, — говорит Светлана, — по-человечески трудно. И не все я помню, так как после некоторых приступов теряла память. А от приступа к приступу я теряла жизнь. Но хуже всего то, что я превратила в ад жизнь своих родных людей.

Эпилептические припадки — тяжелое испытание не только для больного, но и для окружающих: началу приступа предшествует громкий крик, после чего напрягаются мышцы всего тела, губы стискиваются, зубы сжимаются, нередко прикусывается язык, на некоторое время останавливается дыхание, после чего человек синеет. Длятся приступы иногда до пяти минут. Те, кому доводилось их видеть, запоминают навсегда. Те, кому приходится жить с заболеванием, стараются вырваться из него любыми способами. К сожалению, лекарства помогают не всегда.

— Когда эпилепсия переходит в генерализированную стадию, то есть припадки становятся регулярными и частыми, у больных случаются кратковременные галлюцинации, развивается депрессия, — рассказывает невролог медцентра ДВФУ Кристина Цимашко. — Жизнь человека и его близких полностью меняется. Конечно, существуют противосудорожные терапии, и в ряде случаев они помогают — практика это доказала. Но только не тогда, когда болезнью «управляет» опухоль.

IMG_8730.jpg

— Поэтому когда встал вопрос об операции, я тут же дала свое согласие, — говорит Светлана.

Оперативное вмешательство

Операция была необычайно сложной. Решение о том, что она будет проводиться при «открытом сознании», нейрохирурги приняли потому, что новообразование располагалось в функционально важной зоне головного мозга — там, где находятся функциональные точки, отвечающие за двигательную активность рук и ног. То, что «корень зла» был маленького размера, ситуацию не упрощало. Удалить опухоль следовало очень аккуратно, не повредив окружающие ткани. Это была операция без права на ошибку. Как и всё в нейрохирургии.

— Если бы удалили чуть больше ткани, чем положено, у пациентки образовался бы остаточный неврологический дефицит, то есть она не смогла бы двигать рукой или ногой, — рассказывает оперировавший Светлану нейрохирург Артур Биктимиров. — Этого мы не могли допустить.

1 (42).JPG


Все болезненные этапы операции выполнили под наркозом: сделали разрезы кожи, выполнили трепанацию, вскрыли твердую мозговую оболочку. Только когда хирург осуществил доступ к образованию в головном мозге, пациентку разбудили. На протяжении всего этапа удаления опухоли она находилась в сознании, чтобы врачи могли контролировать, не влияет ли тот или иной «шаг» на двигательную активность или другие неврологические функции. Боли человек в эти минуты не чувствует — в головном мозге болевых рецепторов нет.

— Когда Светлана очнулась от сна, мы уже «подобрались» к опухоли. С пациенткой постоянно разговаривали неврологи, проводили неврологические тесты, — рассказывает Артур Биктимиров. — Это давало понимание того, правильно ли мы действуем.

После того как опухоль удалили и женщина прошла все двигательные и речевые тесты, анестезиолог снова усыпил ее.

Очнулась Светлана уже в палате. Сегодня можно с уверенностью сказать, что операция, проведенная нейрохирургами ДВФУ по удалению опухоли в головном мозге, прошла успешно. После операции, пока Светлана находилась в стационаре клиники, у нее не случилось ни одного приступа эпилепсии.

Один на операционном поле не воин

Врачи не любят загадывать и прогнозировать, они верят только в физиологию и симптомы, но в данном случае настроены оптимистично. Пока симптоматика подтверждает: у молодой женщины есть все шансы через несколько лет не только отказаться от лекарств, но и вернуться к полноценной жизни. Интересно, что нейрохирурги, проводившие редчайшую операцию, уверены, что они только исполнители, а успех зависит от всей команды.

— Наш вклад в победу — процентов 20, не больше, — говорит заведующий отделением нейрохирургии медцентра ДВФУ Руслан Тоторкулов. — Остальные 80% работы сделали неврологи, анестезиологи, гематологи.

Врачи рассказывают, что пациентку готовили к операции почти полгода.

— Со Светланой мы работали чуть ли не всем медицинским сообществом Приморья, — поделилась Кристина Цимашко. — В сентябре прошлого года мы ее не смогли положить на операцию — слишком низкий был гемоглобин, плохая свертываемость крови. Риск не остановить кровотечение после операции был очень велик. Приходилось подбирать все новые и новые лекарства, чтобы повысить качество крови. Над этим работали гематологи, неврологи, консультировали физиотерапевты и реаниматологи. Только в январе нам удалось вывести пациентку на операбельный уровень.
После того как гематологи и неврологи сделали свое дело, эстафету подготовки к редчайшей операции приняли анестезиологи.

— Необходимо было рассчитать дозы вводимых препаратов так, чтобы к определенному этапу пациентка могла проснуться, затем провести необходимое время (в нашем случае 20 минут) в спокойном сознании и после опять погрузиться в сон, — рассказал анестезиолог Евгений Сергеев.
  

сергеев.jpg


К стандартной анестезии добавили лекарство, которое «стирает» отрицательные эмоциональные реакции по окончании пробуждения пациента после операции.

— Боли я не чувствовала, — рассказывает Светлана. — На операционном столе проснулась легко, без головокружений. Страха тоже не было. К тому, что нужно будет некоторое время лежать неподвижно, пока кто-то будет копаться в моей голове, была готова. С врачами мы проговаривали этот момент не один раз.

Врачи клиники ДВФУ помогут врачам районной поликлиники наблюдать пациентку и в дальнейшем. За восстановлением девушки будет следить невролог по месту жительства.

— Обратную связь от пациентов мы получаем обязательно, — говорит Руслан Тоторкулов. — И надеемся, что через несколько лет Светлана сможет отказаться от лекарств, ведь причину приступов мы удалили.

Сегодня перед нейрохирургами клиники ДВФУ лежат новые рентгеновские снимки и результаты свежих томографий. Следующие пациенты ждут плановых операций. Их в этом году будет более двух тысяч, из них около 400 – с участием нейрохирургов. Это лишь те вмешательства, которые делают для больных по квоте, бесплатно. Вчерашний подвиг, который сами врачи почему-то таковым не считают, уже в прошлом. Но он был. Операция при открытом сознании проведена в Приморском крае успешно. А это значит, что надежда на выздоровление появилась у десятков людей, которые еще недавно считали себя обреченными.

Источник: Приморская газета